Диагностика межличностных отношений дошкольников
Этой части детской психологии уделяется очень много внимания по той простой причине, что дошкольника как формирующаяся личность, именно в этот период времени выстраивает дальнейшую модель поведения, которой затем будет пользоваться и во взрослом возрасте. Поэтому внимание диагностике личности и межличностных отношений дошкольников уделяется еще на самом раннем этапе.
Еще в младших группах детского сада между детьми возникают конфликты, которые, пущенные на самотек, приводят к печальным последствиям. Здесь необходима коррекция специалиста, чтобы веселая игра не превратилась в нечто жестокое, подлое, асоциальное. В возрасте 2-3 лет дети склонные подражать друг другу, и именно в этот период такие маленькие коллективы нуждаются в специальной методике диагностики межличностных отношений дошкольников.
Диагностика межличностных отношений старших дошкольников
Это уже другой возраст, сейчас ребята чувствуют в себе зачатки лидерства, распределяют роли — и снова нужна помощь специалиста, его пристальное наблюдение. Формируются более серьезные коллективы и команда, появляются ведущие и ведомые, и нельзя допустить, чтобы какой-то член этой группки стал отщепенцем. В этом состоит задача социального педагога. На это направлены методы диагностики межличностных отношений дошкольников.
Нередко случается, что ребенок уже имеет собственные личностные задатки, и нетрудно догадаться, откуда — конечно же, из семьи.
Что может дать диагностика межличностных отношений в семье дошкольника?
На самом деле, очень много. Наблюдая модель семьи, специалист видит ошибки, допущенные на этапе становления личности ребенка. При адекватных родителях возможно скорректировать некоторые ошибки и промахи, исправить поведение ребенка, изменить его модель мира, в которой он живет. Могут проводиться занятия с семейным психологом, отдельные занятия с ребенком. Как правило, при обоюдном желании всех сторон это дает результат.
Психологи и социальные педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают, что большинство проблем происходит именно из семьи ребенка, где его нравственному воспитанию, его развитию как отдельной личности не смогли или не захотели уделить должного внимания. Поэтому диагностика межличностных отношений дошкольника со взрослыми может выявить корень проблемы, найти причину, и тогда уже уверенно браться за коррекцию.
Важно, чтобы в этом процессе участвовали все члены семьи, ибо только так можно будет исправить допущенные ошибки и не сделать ребенка безнадежно запущенным, таким, которого будет отталкивать социум, начиная со сверстников в детском саду и заканчивая коллективом на работе.
Не все, к сожалению, зависит от социальных педагогов. Многое ложится и на плечи родителей. Пожалуйста, найдите время на разговор со своим сыном или дочерью, не отмахивайтесь от его проблем, интересуйтесь его жизнью. Это самые лучшие и диагностика, и коррекция, которые вы можете дать своему ребенку. И, возможно, в будущем вам не придется записываться к детскому психологу и работать с социальным педагогом.