Игра маленьких детей
Символическая игра с замещением объекта. Между 2 и 3 годами дети начинают использовать для замены какого-либо предмета в игре предмет, имеющий совершенно другое функциональное назначение. Они могут причесывать кукле волосы детской бутылочкой, утверждая, что это расческа, использовать швабру в качестве лошади или сделать «трактор» из кубиков. К 4 или 5 годам дети проводят до 20% своего игрового времени, играя в эту новую, сложную символическую игру.
Сюжетно-ролевая игра. Примерно в дошкольном возрасте дети также начинают исполнять роли. Это все еще форма символической игры, за исключением того, что теперь сразу несколько детей создают общую символическую ситуацию, действуют «понарошку». Они играют в «папочек и мамочек», «ковбоев и индейцев», «докторов и пациентов» и т. п. Сначала дети просто принимают эти роли; затем они называют роли друг другу и могут дать точные инструкции о том, как нужно притворяться в конкретной роли. Не зря многие компьютерные игры casinobest.net/webmoney привлекают детей. Вы можете увидеть эту форму игры у некоторых 2-летних детей; к 4 годам практически все дети вовлечены в игры этого типа. Интересно, что примерно в этом же возрасте большинство детей, по-видимому, создают воображаемых товарищей. Многие годы психологи считали, что существование воображаемого товарища служит признаком нарушений у детей; теперь очевидно, что это явление — нормальная часть развития фантазии многих детей.
Дети, определенно, получают большое удовольствие от этих часто тщательно разработанных фантазий. В равной степени важно, что, играя роли и притворяясь кем-либо другим, они начинают все больше и больше осознавать, каким образом видят или чувствуют другие люди, и их эгоцентрический подход к миру меняется. С точки зрения Выготского, игра также «создает свою собственную зону ближайшего развития. В игре ребенок всегда превышает свой средний возраст, старше своего повседневного поведения; в игре он как будто бы на голову выше, чем есть на самом деле».