Подростковый кризис
Всем хорошо известно, что в своём развитии ребенок преодолевает несколько серьёзных душевных кризисов:
- кризис одного года
- кризис трех лет
- кризис семи лет
- подростковый кризис.
Если придерживаться отечественной периодизации этапов развития, то подростковый кризис наступает, когда ребенку исполняется 13 лет, после чего он уже считается старшим подростком. Таковым он будет являться до 15 лет. Возраст 13 лет весьма непростой период для родителей. Для самих детей 13 лет характеризуется связью с болезненным разрывом прежней системы отношений, ознаменованием кардинальных перестроек личности самого подростка. В подростковый кризис у ребенка резко меняется мировоззрение, отношение к себе и к окружающей действительности. В этот период всё, что было «до» кажется бессмысленным и не правильным.
Подростковый кризис — один из самых тяжёлых кризисов, которые ожидают ребенка в период взросления и полового созревания. А если не дай бог задержка полового развития? Очень часто родители просто перестают узнавать своего подросшего отпрыска и не знают, как себя вести с этим новым, незнакомым им человеком, который становится способен на действия, которые от него ранее никто не ожидал.
Подростковый кризис и его вестники
- Падение продуктивности. Снижается успешность при выполнении творческих заданий. Подростковый кризис влияет на переход к мышлению посредством дедукции. Теперь подросток учится выводить умозаключения, выявлять закономерности. Хотя, ранее опирался, прежде всего, на полученные знания и наглядность. Школьные оценки уже не всегда радуют взрослых. Подростковый кризис подталкивает подростка к вопросам, не подразумевающим однозначного ответа. Ему нравится философствовать и рассуждать.
- Негативизм. Состояние подростка амбивалентное. С одной стороны, он отвергает прежнюю систему отношений, тяготится внешними требованиями и правилами, активно их опровергая. С другой стороны, подростковый кризис действует на подростка, и он переживает внутреннее смятение, недовольство, тягу к одиночеству. Сила проявления негативных реакций будет зависеть от конкретного ребенка, семьи.
Взросление идет неравномерно, зависит от массы факторов, которые, так или иначе, влияют на саму специфику перестройки и становления личности. Однако, как бы ни был индивидуален этот процесс, подростковый кризис неизбежен. Это не следствие плохой кармы, напасти, беды, или болезни. Это один из закономерных этапов возрастного развития.
Иногда родителей охватывает просто волна эмоций, и они ощущают безвыходность ситуации, подростковый кризис в лице подростка в очередной раз демонстративно хлопает дверью. Он старается отгородиться от них, а они не принимают его желания и права на уединение. Родители считают, что теряют его, поэтому стремятся как можно больше знать о нем. Подросток воспринимает это в качестве бесцеремонного внедрения в собственное личное пространство. Стоит запастись терпением, пониманием, спокойствием, мудростью, ведь настал нелегкий этап в жизни всей семьи. Родителям нужно понимать, что сейчас их ребенку непросто.
Наиболее часто подростковый кризис проявляется в демонстративном поведении. Ребёнок стремится сделать всё, чтобы его заметили. Подросток с демонстративным поведением может намеренно сообщать родителям важные события своей жизни в самый неподходящий момент, в присутствии большого количества посторонних людей. Такой подросток часто вмешивается в разговор взрослых, в основном с фразами «А я…», «А мне…», «А у меня…». Он не выносит ни малейшего внимания в чью-либо сторону, кроме него самого.
Подросток испытывает гормональный скачок, идут масштабные физиологические преобразования организма. Однако психика и мозг подростка не развиваются столь активно. Хотя, характеристики мышления и меняются разительно, но все же не так быстро. Возникает противопоставление желаемого реальности. Подростковый кризис формирует новые потребности, появляется ярое стремление добиться независимости. Хотя, общество (домочадцы, учителя) не спешат менять к нему свое отношение. Такой подросток может отказать сверстнику в помощи, а когда представится возможность на виду у всех оказать её, громко комментируя свои действия. Например, на просьбу соседа по парте дать запасную ручку он ответит отказом, а потом на виду у всех даст её со словами«Что же ты карандашом пишешь? Вот, возьми лучше мою ручку!»
Это тот же кризис «Я сам», как и в 3 года, только теперь это кризис в социальном контексте. Сейчас им двигает тупиковое желание. Он пытается добиться свободы, но на самом деле не знает, что с ней делать. Модель поведения взрослого человека еще неустойчива, подростковый кризис действует в полной мере. Подросток еще не понимает себя, он только в поиске. В голове все чаще возникают такие вопросы, как «Кто я такой?», «Для чего живу?». Он подводит черту под своим этапом детства и снова делает первые шажки, только уже во взрослую жизнь.
Каждый кризис после выхода из него дарит что-то новое. Подростковый кризис становится новообразованием возникновения самосознания, как особой психологической функции и чувство взрослости. Этим обусловлено, противостояние двух противоборствующих сторон (детей и их родителей). Подросток хочет походить на взрослого и скинуть с себя излишнюю опеку, демонстративно показать, что он уже вырос. Родители, в свою очередь, стремятся огородить его от возможных ошибок. Мнения психологов о том, стоит ли бороться с таким демонстративным поведением подростка расходятся. Одни считают, что раз это не приносит проблем, то не стоит вмешиваться во внутренний мир ребёнка и надо дать ему самому пройти подростковый кризис. Другие возражают, что рано или поздно демонстративное поведение станет приносить проблемы родителям и самому ребёнку, поэтому бороться с кризисом в любом случае нужно.
Подростковый кризис зачастую демонстрирует негативный характер. Начинают поступать жалобы на плохое поведение от учителей школы. Ребёнок может намеренно нарушать дисциплину, лишь бы на него обратили внимание. Он будет перебивать учителя, вставлять своё слово с любой удобный и не удобный момент. В крайних случаях подростки могут намеренно затевать драки. В последствии, при выяснении причин драки, такие дети на вопрос «В чём причина драки?» отвечают «Не знаю» или «Просто так».
Птицу в клетке не удержишь, да и зачем? Тоталитаризм не выход. Подростковый кризис в такой позиции лишь усугубит протекание. Лучше постараться наладить диалог со своим упрямцем. Важно вовремя выстроить с ним доверительные отношения. Расширение зоны его свободы – неизбежный процесс. Это сложно и требует от родителей определенной доли мужества и решимости. Однако если не предоставлять ему должную степень ответственности, как он сумеет научиться держать ответ за свои поступки? Он не может всю жизнь прожить в тепличных условиях и столкновение с реальным миром неотвратимо. В то же время права подростка должны ему даваться наряду с его обязанностями.
Более совершенное самосознание в подростковый кризис помогает успешно познавать и постигать свой внутренний мир. Увеличиваются представления подростка о себе, своих интересах и способностях. Теперь его поведением руководит желание достичь какой-либо цели и воля. Хотя, еще сохраняется слабость целей, а не воли.
У подростков возникает отношение к себе как к полноценному представителю мужского или женского пола. Внешность приобретает особое значение. Она служит презентацией себя во внешнем мире. Подросток старается вывести собственное представление о себе. Сопоставляет свою позицию с оценками других, их идеалами и стандартами.
Наряду со своей тягой к независимости, свободе подростки весьма внушаемые. Подростковый кризис действует на их самооценку, которая стоит на очень зыбких основах, а внутренняя позиция не зрела. Общение со сверстниками продолжает оставаться важным. Они стремятся найти себе единомышленников, утвердиться в молодежной среде. Так формируются группы, например, всяческие субкультуры. Нужно следить, как влияет на подростка круг его общения. Если у вас имеются опасения относительно его знакомых, попытайтесь с ним обсудить эту тему и рассказать о своих переживаниях. Он не прекратит сразу дружбу с ними, но станет осторожнее. Это подействует только, если у вас выстроены доверительные отношения.
Причиной отсутствия доверительных отношений может является недостаток внимания. Присмотритесь к своей семье — подростковый кризис берет начало от отношений с родителями. Сколько часов в день Вы проводите с ребёнком? Знаете ли Вы друзей своего чада? Пытаетесь ли наладить отношения с своим подростком? Как давно Вы проводили время всей семьёй? Знаете ли Вы чем увлекается ваш ребенок? Нет?
Тогда именно общение с ровесниками становится для него первостепенным. Это при подростковом кризисе его ведущая деятельность на данном этапе возрастного развития. Общение необходимо для его полноценного становления.
Не стоит бить тревогу и запирать его дома, если падает успеваемость. Подобная ситуация становится вполне закономерной, постарайтесь просто его мягко ввести в нужное русло. Здесь важен авторитет не только вас, как личности, но и восприятие личности конкретного педагога. Сохраняйте спокойствие, следующим этапом станет его желание утвердиться в этом мире, а ведущей будет учебно-профессиональная деятельность.
Ребенку, проживающему подростковый кризис важна помощь, поддержка, участие, вера и доверие родных и близких людей. Он нуждается в советах, потому что часто еще не знает, как поступить. Постарайтесь быть для него таким человеком.
Уделяйте больше времени общению с ребёнком, особенно когда у него настал подростковый кризис. У мальчиков обычно он протекает в период с 12 до 18 лет, у девочек пораньше с 11 до 16 лет. Возьмите за правило вместе ужинать, обсуждать события минувшего дня всей семьёй. Узнайте, что интересно вашему ребёнку и поощряйте его интерес, обсуждайте с ним его успехи в этой области. Сын увлекается дзюдо? Посещайте все его соревнования, будьте всегда в первом ряду. Дочь всерьёз занялась изучением китайского языка? Запишитесь вместе с ней на языковые курсы.
Будьте всегда в курсе дел вашего ребёнка, и он это обязательно оценит!
А какими в 13 лет были вы?