Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста
Как показывает несчетное число исследований, львиная часть фобий у людей были заложены в детстве, включая его самый ранний период. Что же такое страх? Это своего рода реакция на реальную или придуманную опасность.
Не следует забывать о наличии у ребенка своего мирка, где персонажи из сказок – из реальности, а обычные предметы могут оживать. Следовательно, малыш способен увидеть угрозу, где ее реально не существует. Не столь важна причина и проявление фобии, главное – относиться к проблеме серьезно и как можно быстрее ее решить.
Как можно разделить детские страхи
Все страхи можно условно разделить на реальные, невротические и свободные. Реальный страх абсолютно нормален, в нем проявляется естественный инстинкт самосохранения.Страх невротический представляет собой форму страха без цели. Причины – нарушение психический функций, например, невроз. Ну а свободный тип знаменуется реакцией «боязного ожидания», которое может произойти в любой момент и не связано с чем-то конкретным.
Причины появления страха у детей
1. Боязнь может возникнуть из-за какого события, случая. Например, укус животного, отсутствие взрослых. Фобия повторения таких случаев можно скорректировать. Безусловно, появление страха у детей зависит и от конкретного характера ребенка: ребята с повышенным чувством тревоги, неуверенностью, мнительностью всегда страдают в первых рядах.
2. Не последнюю роль в появлении страхов играет окружающая обстановка. Прежде всего, это – конфликты в самой семье ребенка. Довольно часто дети чувствуют себя в ответе за частые ссоры родителей. Также страх может породить и сложности коммуникации с другими детьми-сверстниками. Если малышу нелегко в коллективе, его обижают, то он скорее всего будет бояться ходить в садик, и потом в школу. Старшие дети часто запугивают младших, что также способствует распространению фобии или обстановки, в котором он оказался.
3. Довольно частая причина страхов у детей 3-7 лет – бесконечные напоминания о потенциальных опасностях. Родственники и воспитатели могут чересчур эмоционально рассказывать малышу о последствиях его действий. Фразы типа «Не трогай – обязательно обожжешься!» или «Не ходи туда – обязательно свалишься!» с яркой второй частью способствуют запоминанию и ощущению постоянной тревоги. Подобная реакция может быть закреплена и применима на такие же ситуации. Обязательно следует скорректировать такую фобию, иначе страх может остаться на всю жизнь.
4. Дети дошкольного возраста очень нередко сами выдумывают себе какой-то объект страха. Например, очень многие в детстве боялись темных комнат, где разные предметы трансформировались в странных чудовищ. Но здесь важна собственная реакция малыша: кто-то забывает, а кто-то может развить в себе нервные болезни.
5. Детские фобии у детей возможны с развитием невроза. Это расстройство психики требует немедленного вмешательства со стороны специалиста. Такое явление может выявиться через боязнь, нетипичной для малыша. Не исключены также и неожиданные приступы фобии по различным поводам, включая и описываемый возрастной период.
В любом случае благодаря новейшим методикам все поддается коррекции. Необходимо обратиться к специалистам, которые непременно вам помогут. Эмоциональная грамотность ребенка важна для его дальнейшего становления, как личности.