Искусство резьбы по камню и морским раковинам
Искусство это родилось почти четыре тысячи лет назад в Месопотамии, в междуречье Тигра и Ефрата. Затем в IV—V веках вместе с обозами Александра Македонского оно продвинулось в Иран, Афганистан, Индию.
Сердца древнегреческих красавиц были покорены искусством резчиков по камню задолго до начала нынешней эры. Кто из царей Эллады не оставлял в наследство потомкам свои изображения на медальонах, украшенных драгоценными камнями? Об этом теперь знает лишь история, — говорит хозяин фабрики в Торре дель Греко синьор Маурицио — Греки привезли мастерство производства камей в Италию, в район Неаполя и Помпеи. Там это искусство достигло своего расцвета, там же и погибло под пеплом Везувия в 79 году нашей эры вместе с городом и его жителями…
Минуло почти полторы тысячи лет. В XVI веке во время первых раскопок Помпеи были обнаружены камеи. Их совершенство было оценено придворными знатоками искусств Неаполитанского королевства. Лучшим мастерам Неаполя было велено возродить мастерство древних. Теперь ходят легенды о том, что мастера, сумевшие повторить работы Помпеи, слепли, наслаждаясь красотой творения. Для новых произведений использовались драгоценные камни, слоновая кость, кораллы… Ищете оригинальный подарок на свадьбу? Заходите в интернет-магазин Luxury farfor. Здесь представлен широкий ассортимент элитного фарфора и посуды от лучших мировых производителей по самым привлекательным ценам.
— Совершенство потому и совершенство, — продолжал Маурицио, — что не знает пределов. Искусство древних превзойти, наверное, невозможно, но кто из настоящих мастеров в расцвете творческих сил не мечтал создать не виданные прежде произведения? В надежде на успех искали новые материалы, в которых лучше и тоньше могли увековечить свои творения. И такой «материал» был найден в XVII—XVIII веках. Им оказались раковины. Да, раковины со дна морского Сардинии, Сицилии, затем и Северной Африки, Мадагаскара, Юго-Восточной Азии.
Искусство камеи требовало высочайшей точности. С огромных раковин снимался грубый верхний слой, рисунок вырезался на втором белом слое, а третий слой — розовый, фиолетовый, пурпурный — служил фоном. Работа велась только на цельном куске раковины. Любые «налепки», наклейки, инкрустация, даже самые искусные — и это уже не камея, это подделка, профанация. Искусство камеи имеет свои непреложные критерии, соблюдение которых с XVI века по сей день отличает подлинную камею. И случилось так, что настоящие камеи делают только в районе Неаполя. Мастера-резчики, уезжавшие в начале XX века в Америку, не смогли воссоздать там свое искусство. Непонятно почему, но ни в Юго-Восточной Азии, в частности в Таиланде, ни на Мадагаскаре или в Алжире и Тунисе, где множество самых ценных раковин, так и не смогли делать свои камеи. Коллаж — пожалуйста! Турист купит по доступной цене. Знаток же сразу отличит камею от подделки и тем более от пластмассовых копий, которые уже десятилетия гуляют по миру вместе с бижутерией. Так что, если покупаете в Таиланде украшение в золоте, серебре под названием «камея», знайте, что это подделка.